Сегодня внешнеторговые операции предприятий РБ занимают видное место в товарообороте. Обусловлено не только социально-экономическими, но и политическими, а также правовыми факторами.

Что говорить глобально, если даже анализ обращений в Отдел по г. Бресту и Брестской области Юридической компании ЮРИДЭКС свидетельствует о всплеске интереса к ВЭД в последние годы?! Наша страна компактна, поэтому элементарно обязана вдвойне думать об углублении взаимодействия с мировым рынком.

Действительно, внешнеторговые операции предприятий Республики Беларусь играют значительную роль в общем товарообороте. Это обусловлено не только социально-экономическими факторами, но также политическими и правовыми аспектами.

Глобально говоря, интерес к внешнеэкономической деятельности страны растет, что отражается даже в анализе обращений в различные юридические организации, такие как Юридическая компания ЮРИДЭКС, где отмечается увеличение запросов и консультаций по вопросам внешнеэкономической деятельности в последние годы.

Беларусь, будучи компактной страной, имеет особый интерес к углублению сотрудничества с мировым рынком. Это позволяет расширять экономические возможности, диверсифицировать экспорт и импорт, а также привлекать инвестиции и новые технологии. Углубление взаимодействия с мировым рынком становится важным фактором для экономического развития страны.

Несколько слов о внешнеторговой деятельности

Подразумевается работа по осуществлению внешней торговли товарами, услугами, а также объектами интеллектуальной собственности. Принципами государственного регулирования этого направления можно считать:

  1. Внешнеторговая политика – составной элемент всей политики Беларуси.
  2. Обеспечение национальной безопасности, в том числе и в экономике.
  3. Единство таможенной территории нашей страны.
  4. Приоритет экономических мер госрегулирования.
  5. Невмешательство в частные дела, кроме предусмотренных законом случаев.
  6. Обеспечение обязательство по международным договорам.
  7. Применение мер в отношении другого государства с учетом взаимности.
  8. Объективность применяемых мер и т.д.

Цель государства – создать условия, которые окажутся благоприятными для интернациональной торговли. Отношения строятся на основании следующих нормативов:

  1. Конституция РБ.
  2. Закон, посвященный госрегулированию внешнеторговой деятельности.
  3. Иные нормативно-правовые акты нашей страны (например, Гражданский кодекс).
  4. Общепризнанные принципы и нормы международного права.

Приведенный перечень демонстрирует отдельные проблемы и возможные пути решения. Импортные операции предполагают многообразие правоотношений, что затрудняет правовое регулирование. Акты законодательства присутствуют в неимоверном количестве. Если перечислять целиком, легко посвятить отдельную статью.

При этом остро очевидна потребность в оперативном контроле. Важно держать руку на пульсе, ведь предполагаются стратегически важные сделки для страны. Правом на это располагают:

  • Комитет, осуществляющий госконтроль;
  • Белорусский Нацбанк;
  • Таможенный комитет;
  • МИД;
  • Министерство торговли;
  • иные республиканские органы.

Как видите, разобраться в таких вопросах без соответствующей подготовки вряд ли реально. Настоятельно рекомендуем быть осмотрительными при проведении подобных сделок. Прибыль высока, но серьезны и риски.

Некоторые направления регулирования импортных операций

Сразу обратим внимание читателя на размытость раскрытия подобных моментов. Часто приводятся лишь основные предписания. Чтобы получить полное представление, нужно изучать множество дополнительных нормативов.

Сущность внешнеторговых операций предполагает товарно-денежный характер. Как раз поэтому данный момент строго регламентируется. Расчеты по внешнеторговым договорам по импорту резидентами должны производиться только со счетов этих субъектов хозяйствования.

Обратим внимание на тот момент, что способны возникать обязанности и не предполагающие денежной формы. Допускается обмен на товары, которые присутствуют в двустороннем внешнем договоре. Эта норма не распространяется на ситуации, когда происходит замена субъектного состава.

Если общая стоимость превышает 1,5 тыс. евро, не обойтись без паспорта сделки, который оформляется в соответствующем таможенном органе. Расчеты осуществляются только через определенные банки.

Важно учитывать особенности правоотношений с конкретным государством. Например, если разговор о Российской Федерации, при ввозе товаров из этой страны условием регистрации статистических деклараций признано наличие сертификата о происхождении товара, выданного ТПП. При этом существуют отступления от правила:

  • если стоимость меньше 5 тыс. долларов, кроме регулярных поставок и ситуаций, когда связаны с условиями транспортировки, хранения и срока реализации;
  • при ввозе белорусских товаров, ранее вывезенных в РФ, но возвращающихся по причине обоснованного отказа.

Исполнение внешнеторговых договоров должно производиться в определенные сроки. Но, как показывает практика, подобное не всегда представляется возможным, ведь способна появиться масса препятствий. Продление соглашений законом не возбраняется, но стоит действовать своевременно и быть предельно внимательным. Продление делается Министерством торговли.

Основания для ходатайства о продлении при импорте выглядят следующим образом:

  • длительность транспортировки;
  • сезонность поставок;
  • низкая конкурентоспособность;
  • форс-мажор;
  • международные договоры, регулирующие взаимозачеты в сроки, превышающие установленные;
  • другие объективные причины.

Для продления необходимо представить пространный пакет документов:

  1. Письмо в Министерство.
  2. Копии документов, подтверждающих наличие оснований для продления сроков.
  3. Копия договора.
  4. Копии платежных и отгрузочных документов.
  5. Информация от партнера по сделке, подтверждающая невозможность исполнения обязательств в срок и дающая гарантию исполнения к определенному времени.
  6. При повторном обращении – ходатайство вышестоящих органов госуправления и иных организаций.

Продление сделки не способно происходить бесконечно, время строго ограничено. Например, если срок превышает 180 дней, дополнительно к перечисленному представляется и документ Нацбанка, согласовывающий пролонгацию. Встречаются ситуации, когда перечень становится еще шире.

Отдел по г. Бресту и Брестской области ООО компании ЮРИДЭКС рекомендует сразу учитывать и судебную практику. В постановлениях легко найти ответы на массу вопросов, касающихся правового регулирования.

Сегодня раскрыта только одна сторона медали – моменты, касающиеся импортеров-резидентов РБ. Полное и всестороннее рассмотрение вопроса отнимет слишком много времени. На порядок действеннее получать консультацию по интересующему аспекту. Нужны дополнительные пояснения? Обращайтесь к юристам!